Техническое задание (ТЗ) – основополагающий документ, характеризующий и структурирующий оказание услуг по уборке на любом объекте. Сразу стоит оговориться и различить ТЗ для государственного заказчика – оно строго регламентировано, и ТЗ для коммерческого заказчика – здесь возможны маневры и от того, насколько подробно и удобно вы составите документ, зачастую будет зависеть успех предприятия!

Начнем с технической документации для исполнения государственных контрактов. В этом году был выпущен документ, который планируется принять для использования во всех регионах РФ, под названием «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Оказание услуг по содержанию и текущему ремонту административных зданий и территорий, прилегающих к ним (кроме образовательных организаций). Оказание услуг по уборке помещений (кроме медицинских организаций государственной системы здравоохранения и образовательных организаций)». В документе совмещены содержание, эксплуатация и уборка и есть «постоянный блок» — характеристики самого объекта, и «вариативный блок» — описание оказываемых услуг. К сожалению, описание оказываемых услуг ограниченно, например, ежедневная комплексная уборка, согласно этому ТЗ, включает в себя:

  • удаление пыли, пятен и липких субстанций (жевательной резинки, пластилина и т.п.) с полов, плинтусов, ковров, ковровых покрытий и мягкой мебели, а также столов, стульев и перил;
  • чистку зеркал и стеклянных поверхностей внутри помещений (перегородок, дверей, кроме окон);
  • удаление пятен, следов от пальцев, протирку рабочих поверхностей мебели, столов, тумб, стеллажей, шкафов, ручек дверей, подоконников и прочих поверхностей высотой не более 2 м;
  • протирку батарей, радиаторов;
  • санитарно – дезинфекционную протирку дверных ручек;
  • удаление мусора и замену пакетов в мусорных баках, ведрах, корзинах;
  • устранение загрязнения с корзин, вынос мусора в установленное место;
  • мытье, протирку, очистку от пыли, следов пальцев и от других загрязнений дверных блоков (в том числе дверей всех видов, дверных коробок);
  • протирку пожарного оборудования (огнетушителей), специальных шкафов хранения пожарного крана, удаление с них пыли и загрязнений;
  • уборка и санитарно-гигиеническая обработка (дезинфекция) туалетов с удалением всех видов загрязнений с сантехники (унитазов, писсуаров, раковин, умывальников, кранов), полов, плинтусов, стен, зеркал, полок, перегородок, оборудования, (кроме светильников, выключателей, розеток, удлинителей), дверей и дверных ручек, потолков, (включая удаление ржавчины, мочевого и известкового камня), дезодорацию;
  • обеспечение санузлов гигиеническими материалами (туалетная бумага, бумажные полотенца, жидкое и кусковое мыло, освежители воздуха и т.д.) осуществляется согласно требованиям нормативного правового документа в п. 7.27 настоящего Технического задания, по мере использования, с учетом эстетического вида, с отметкой в графике уборки помещения;
  • очистка отверстий для стока воды в санитарных зонах, туалетах;
  • промывание туалетных ершиков и емкостей для них, при необходимости осуществляя замену пришедших в негодность.

Безусловно, в зависимости от типа объекта перечень работ для ежедневной уборки и других видов работ может меняться, что не учтено в этом документе. Но есть и хорошая новость – разработчики ТЗ передали его в АРУК для общественного обсуждения и внесения должных корректировок. С проектом ТЗ вы можете ознакомиться здесь.

Составление ТЗ для коммерческих контрактов, в первую очередь, регламентирует ГОСТ Р 51870-2014 по клинингу. И здесь мы уже можем говорить о создании наиболее комфортных технических условий для оказания услуг.

В Приложении «Б» стандарта приведен полный перечень услуг профессиональной уборки, который удобно использовать для выбора ассортимента работ для того или иного объекта. Подробный перечень работ позволяет клининговой компании обосновать стоимость услуг. Перечень работ для каждого объекта подбирается индивидуально чтобы не делать лишней работы, но при этом обеспечить чистоту и санитарную безопасность объекта. Помимо определения видов технологических процессов уборки должна быть установлена периодичность и временные интервалы, в которые оказываются клининговые услуги. Для процессов ежедневной уборки должны быть разработаны технологические карты и инструкции по каждому рабочему месту.

Рекомендуется при составлении задания составить «ПАСПОРТ покрытий пола», где указать эксплуатационно-технические характеристики, дату настилки, метод очистки/ химической чистки, метод обработки покрытия, а так же исполнителя работ и используемые средства – это поможет оптимизировать производственный процесс и избежать разногласий с заказчиком.

Следует включить в ТЗ такую форму, как дефектная ведомость. Благодаря ей еще до начала работ будут четко обозначены все имеющиеся дефекты, что не даст создать повод для лишних обвинений со стороны заказчика в порче поверхностей и предметов интерьера.

По согласованию с заказчиком и при его желании может быть установлен уровень качества уборки, определяемый в соответствии с Методикой контроля качества профессиональной уборки – приложение «А»  ГОСТ. Предложено шесть уровней качества —  от нулевого до пятого, установленных в порядке возрастания уровня. При этом непременно нужно указать в ТЗ что оценку качества уборки осуществляют непосредственно после завершения уборки, не позднее чем через 30 мин после ее окончания при условии, что помещения не эксплуатировались.

Обеспечение санитарных комнат гигиеническими материалами осуществляется по мере их использования, как правило, так и пишут в задании. То есть довольно сложно, особенно если вы впервые заходите на объект, спрогнозировать необходимое количество этих расходных материалов. Для того чтобы не выйти за рамки контракта и не закупать материалы за собственные средства нужно в ТЗ указать что оплата заказчиком производиться по факту, за использованные объемы, например, в конце каждого квартала.

Характеристики химических средств,  инвентаря и оборудования, планируемых к использованию должны быть описаны в ТЗ.